Наши услуги:


   История переплета

История переплета начинает свой отчет с появлением в Древней Руси рукописных книг - кодексов. Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева.  Переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. Снаружи переплетные доски обтягивались кожей, а внутренняя их часть обклеивалась, в основном, пергаментом. Корешок книги делали плоским или круглым, без отстава. Дополнительно каждая книга снабжалась застежками или завязками.

В зависимости от целевого назначения рукописных книг, различали окладные и обиходные переплеты.

Окладным называется переплет, украшенный декоративным металлическим покрытием (окладом), выполненным из золота, серебра, золоченой или серебреной меди.

Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовались во время богослужения или религиозных церемоний. Наиболее ранним окладом считается переплет Мстиславова евангелия, выполненный в XII веке в Константинополе.  Ныне эта книга хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

Обиходным назывался переплет, предназначенный для книг повседневного пользования, поэтому выполнялся он полностью из кожи или грубого холста, с минимальным набором украшений или вообще без них. Одним из характерных элементов обиходного переплета является металлическая фурнитура - наугольники, средники, "жуки" (жуковины) - выпуклые ромбовидные или круглые пластины. Набивались они на верхнюю и нижнюю крышки переплета  и выполняли эстетическую и защитную функции. Начиная с XV века крышки русских обиходных переплетов украшаются слепым тиснением по коже.

В Государственном Историческом музее в Москве хранится экземпляр "Апостола" Ивана Федорова (1564), выполненый в непривычном для того времени переплете: на верхней крышке цельнокожаного переплета, украшенной слепым тиснением, воспроизведены двуглавый орел и надпись, свидетельствующая о том, что это личный экземпляр царя Ивана Грозного. Это первый известный нам случай употребления владельческого знака, вытисненного на переплете,  и первое тиснение золотом на коже в русском переплетном деле.

В XVII веке переплетное дело несколько продвинулось в развитии и, соответственно, видоизменился внешний вид самого переплета. Переплетные доски стали выступать над книжным блоком, а ровный и плоский корешок книги стал "бинтовым", то есть разделенным на части поперечными кожаными валиками (бинтами). Впервые за время переплета на корешок выносится название книги, пока еще в сокращенном виде.

На рубеже XVII-XVIII веков деревянные крышки переплета постепенно заменяются картонными. При этом происходят значительные изменения и в технологическом процессе изготовления книжных переплетов. Так, для повышения прочности переплета была введена кашировка корешка (дополнительная обработка, придающая ему грибообразную форму), а  вместо толстых ремней для сшивания стали использовать специальную тесьму, более тонкую и гибкую, каптал начали приклеивать к книжным тетрадям.

В конце XVIII века в России появляются новые типы и виды переплетов:
- полукожаный, при котором корешок и углы обтягивались кожей, а крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки;
- цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и сюжетной картинкой, отпечатанной литографским способом.

Вместе с тем появляются новые переплетные материалы, изготовленные на тканевой основе механическим способом. Речь идет в первую очередь о коленкоре.  Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор получил широкое распространение в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие переплетные материалы. Благодаря использованию коленкора, переплеты книг стали более прочными, дешевыми и красивыми. Через время, в начале XX века в числе переплетных материалов появляется ледерин.

Возникают первые русские фабрики по выпуску массовых издательских переплетов всех типов и видов, оснащенные зарубежным оборудованием и работающие по современной машинной технологии. На всей выпускаемой продукции в целях рекламы на крышках книжных переплетов стали печататься особые клейма с именем или знаком владельца фабрики. Или же название переплетного заведения воспроизводилось тиснением на переплетных крышках. Вскоре аналогичные клейма и тиснения появляются и на индивидуальных владельческих переплетах.

На рубеже XIX-XX веков переплетное дело приобретает современный характер, формируются современные типы и виды книжных переплетов.

Наша переплетная мастерская выполняет переплетные работы любой сложности и с самыми разными объёмами дел. Мы можем переплести документы любой толщины и фактуры. Для вас переплет документов во всех районах Москвы. Минимальное количество дел для выезда переплетчиков к Вам - 50 ед.



Заказать переплетные работы по тел:

+7(495) 647-64-65





Наши работы:
           Работаем с объемом
           от 50 дел
Копирование материалов (как текстовых, так и графических) с ресурса perepletsl.ru запрещено!
+7(495) 647-64-65

© 2011-2017  perepletsl.ru - Переплетная Служба
     Услуги переплетной мастерской с выездом к заказчику.